Как фотографировать в солнечную погоду

как фотографировать в солнечную погодуЧаще всего у начинающих фотографов возникает вопрос: Как фотографировать днём в солнечную погоду?

Вопрос понятен - чаще всего люди идут фотографироваться в самое удобное время - днём. И, как это не удивительно, днём часто светит солнце. Многие даже специально ждут солнечные дни, чтобы пойти пофотографировать.

Сделав серию фотографий (оценивая качество фотографий по жидкокристаллическому экрану фотоаппарата), Вы приходите домой, загружаете фотографии на компьютер и видите, что многие из фотографий либо пересвечены, либо безнадёжно испорчены обилием абсолютно чёрных участков на снимках.

И тут возникает вопрос: почему так происходит? я же, когда фотографировал, нормально видел и яркие участки кадра, освещённые солнцем, и те участки, которые были в тени.

В чём проблема и что же можно с этим поделать?

Если Вы знаете причину - а причина в том, что динамический диапазон матрицы меньше. чем динамический диапазон человеческого глаза (другими словами: диапазон яркостей, которые может запечатлеть матрица фотоаппарата меньше диапазона яркостей, которые может запечатлеть глаз человека) - тогда Вы знаете, как можно решить эту задачу. Надо сделать так, чтобы разброс яркостей фотографируемого изображения был меньше.

Как это сделать? Тут всего 2 варианта: или сделать тени светлее, или приглушить света. Приглушить солнечный свет мы не можем, а вот сделать тени светлее мы можем - но это касается только портретов - сделать все тени в кадре, если туда входит природа (тени под деревьями, тени от домов и т.д.) мы, увы, не можем. Поэтому сосредоточимся на том, что мы в силах сделать.

Как сфотографировать портрет человека в солнечную погоду

Идея в том, чтобы сделать освещение на лице модели равномерным.

При стандартном расположении модели - лицом к солнцу - проблем несколько:

  • под носом и подбородком модели появляются глубокие тени,
  • солнце светит в лицо модели - иногда видно на фотографии, что модель щурится.

 солнце - рисующий свет

При расположении модели боком к солнцу:

  • одна сторона лица освещена, вторая находится почти полностью в тени (половина лица видна, половина нет),
  • тень от носа получается ещё больше, чем в предыдущем примере,
  • область шеи сильно затемнена тенью от подбородка,
  • глаза частично находятся в глубокой тени, что сильно сказывается на общем восприятии фотографии (взгляд модели - это смысловой центр портрета).

боковой рисующий свет солнца

В качестве решения проблем с глубокими тенями, можно предложить следующее:

Решение 1. Фотографируем модель боком к солнцу, подсветив лицо с другой стороны с помощью отражателя или выносной вспышки.фотографируем модель на солнце с отражателем или вспышкой

Видно, что тени от носа и подбородка стали менее глубокими (см. фотографию выше) - свето-теневые переходы стали более мягкими, а на шее тени вообще почти не осталось. Такая фотография смотрится гораздо интереснее и приятнее.

Решение 2. Фотографируем модель, расположив её спиной к солнцу

  фотографируем модель спиной к солнцу

Такое расположение модели относительно солнца ещё более предпочтительно (хотя в народе бытует мнение, что так делать нельзя). Смотрим на результат - на фотографии видно, что лицо модели освещено равномерно, а солнечные лучи подчёркивают силуэт модели  (иногда ещё появляются интересные радужные блики). Вам не нужно выравнивать свето-теневой рисунок на лице (подсвечивать тени), а значит не нужно брать с собой на фотосессию дополнительное фото-оборудование.

Здесь может получиться так, что солнце будет попадать в объектив фотоаппарата - фокусироваться в этом случае будет сложно (иногда, конечно, помогает бленда объектива, но далеко не всегда), а фотография теряет контраст и появляются радужные блики. Несмотря на это, иногда такие фотографии смотрятся очень даже интересно.

фотографируем модель против солнца

Решение 3. Расположить модель в тени дерева или дома - лучи солнца не попадают на лицо модели

 фотографируем модель в тени дома

Модель стоит в тени кирпичной колонны здания. На лицо модели не попадают лучи солнца (а солнце есть - это видно в левой части кадра), поэтому лицо освещено равномерно и свето-теневой рисунок мягкий - такой портрет смотрится довольно интересно, и Вам снова не нужно дополнительное фото-оборудование.

Можно также расположить модель в тени дерева, но там сложнее найти место, где была бы сплошная тень - обычно сквозь листья деревьев пробиваются лучи, которые будут оставлять на лице модели световые пятна - такие портреты сложно редактировать, а световые блики делают лицо модели менее привлекательным.

Есть ещё один более сложный способ - можно фотографировать модель при любом расположении солнца относительно модели (спереди, сбоку, сзади), но на пути лучей нужно расположить большую полупрозрачную белую материю - тогда на модель будет светить уже не солнце (солнце - это жёсткий свет), а материя - и это будет мягкий свет. Но соорудить такую конструкцию сложновато, поэтому этот вариант мы здесь не рассматриваем.

Так как фотографировать днём на солнце довольно сложно, лучше всё же организовывать фотосессию в те дни, когда небо затянуто облаками или в золотые часы фотографа (ближе к рассвету или закату).

В качестве примера можно посмотреть серию фотографий с фотосессии, где мы как раз решали поставленную задачу: сфотографировать модель в солнечную погоду.