Баланс белого

баланс белого - примерНачинающие фотографы редко задумываются о таком вопросе, как баланс белого. И дело тут вот в чём: наше зрение очень хитро устроено и у человека есть такое понятие, как белый цвет или чёрный. На самом деле ни белого, ни чёрного цвета нет - эти характеристики нужны человеческому мозгу для того, чтобы выстраивать цветовую картину окружающего мира.

На самом деле, чёрный цвет - это отсутствие света, а белый свет - это всегда некий спектр цветов высокой мощности, которые воспринимаются нами в качестве белого цвета. Для фотоаппарата это просто поток света, в котором есть 3 цвета - красный, синий и зелёный. Именно их сочетание и позволяет фотоаппарату фиксировать и записывать на карточку памяти тот или иной цвет.

Человеческий глаз и матрица фотоаппарата видят окружающую картину мира благодаря отражённому (реже прямому) световому потоку (источник света излучает свет, этот свет падает на предмет и отражается, попадая на сетчатку глаза или на матрицу фотоаппарата). Очевидно, что отражённый свет содержит компоненты исходного светового потока - это может быть свет солнца, свет луны, свет от фонарей, настольной лампы, вспышки фотоаппарата и т.д. Как мы понимаем, все эти источники света очень разные и свет у них содержит тёплые тона или холодные. Соответственно, предмет, который мы видим (или видит фотоаппарат) будет более тёплым или холодным.

А дальше - это главное. Наше зрение быстро подстраивается под текущий источник света и мы очень быстро перестаём ощущать, что видимый нами предмет по цветовой гамме тёплый или холодный.

Например, положим на подоконник белый лист бумаги и видим, что лист действительно белый. Отходим в глубину комнаты, кладём лист бумаги на стол и включаем обычную настольную лампу - видим, что белый цвет листа уже не такой, как раньше, но уже через некоторое время мы снова воспринимаем цвет бумаги как обычный белый. А теперь сделаем одновременно 2 вида освещения: положим лист бумаги на подоконник и поставим на подоконник настольную лампу. Видим, что с одной стороны на лист бумаги падает больше света из окна, а на другую часть листа больше света падает от лампы. Одна часть листа нам кажется более холодной (с оттенком синего цвета), а другая более тёплой (с оттенком жёлтого).

Переходим к фотоаппарату и фотосессиям. Мы фотографируем, зачастую не обращая внимания на то, какой источник света освещает нашу картину. Поэтому в одних случаях мы получаем слишком тёплые фотографии, в других - слишком холодные. Чтобы этого не происходило в фотоаппарате есть функция установки баланса белого - если Вы знаете, какой источник света определяет цветовую гамму фотографируемой картины, то Вы просто выбираете этот баланс белого и получаете более скомпенсированную по цветам фотографию.

Среди возможных установок баланса белого, как правило, есть:

  • дневной свет,
  • тень,
  • облачно,
  • лампа накаливания,
  • флуоресцентная лампа,
  • вспышка,
  • ручной выбор,
  • автоматический баланс белого (фотоаппарат сам пытается определить тот или иной баланс белого).
При той или иной установке баланса белого в одних и тех же условиях фотосъёмки Вы можете получить совсем разные фотографии.

примеры установки баланса белого

Если Ваша фотосессия предполагает создание серии художественных фотографий, то баланс белого можно выставлять именно таким, каким Вы хотите видеть результат:

  • хотите более тёплые фотографии - выставляйте баланс белого ТЕНЬ,
  • хотите более холодные фотографии, выставляйте баланс белого ЛАМПА НАКАЛИВАНИЯ,
  • хотите более нейтральные цветовые тона - выставляйте баланс белого AWB (автоматический).
  • если Вам нужна очень точная цветопередача, тогда нужно воспользоваться ручной установкой баланса белого (этому будет посвящена отдельная статья на нашем сайте).

Вопросы баланса белого мы подробно обсуждаем на наших фотокурсах.

Удачных Вам фотографий!