Композиция в фотографии

композиция в фотографииЧасто бывает так, что, вроде бы, хорошо разобрался в устройстве зеркального фотоаппарата, купил себе очень даже неплохую зеркалку, однако, качество фотографий всё равно Вас не устраивает. Причин этому может быть много.

Иногда дело бывает в том, что фотограф выстраивает композицию кадра, не учитывая правил её построения. Во многом, законы композиции являются отражением психологических особенностей человека - того, как мы воспринимаем свет и цвет:

  • восприятие и эмоциональное воздействие цвета на человека,
  • особенности определения зрителем границ предметов и отделение одних предметов от других,
  • восприятие зрителем группы предметов на изображении,
  • особенности восприятия свето-теневых переходов (объём на фотографии),
  • особенности восприятия линейных искажений (перспектива на фотографии),
и так далее.

Большое внимание этому вопросу уделяется в изобразительном искусстве, но и нам - фотографам - важно понимать эти особенности и использовать их для того, чтобы наилучшим образом доносить до зрителя тот смысл, ту идею, которые мы хотим донести.

В попытке определить весь спектр тем, касающихся построения композиции в кадре, мы пришли к выводу, что этих тем очень много и их важно как-то систематизировать, иначе они не укладываются в голове и их сложно использовать в процессе фотографирования.

Конечно, есть люди, у которых прекрасный художественный вкус, чувство прекрасного и ощущение правильной композиции - таким людям знание этих законов композиции не столь важно - они интуитивно чувствуют, что смотрится красиво, а что нет. Но таких людей единицы. Остальным же важно постоянно тренироваться в построении хорошей композиции и знать правила. по которым это   происходит.

Собирая вместе все основные моменты, касающиеся построения композиции в кадре, понимаешь, что очень важно их как-то  систематизировать, иначе путаешься:

  • что из этого является психологической особенностью восприятия человеком композиции на изображении,
  • что является законом композиции,
  • что является свойством композиции,
  • что является приёмом построения той или иной композиции.

Зачем это нужно? Это нужно для того, чтобы понимать, что приёмом построения композиции я, как фотограф, могу пользоваться в практике, а всё остальное мне будет лишь помогать понять причину или условия построения правильной композиции.

Вообще-то понятие "правильная" или "неправильная" композиция условно. Хотя, если принять за определение понятия композиции "соединение различных элементов в целостную совокупность в соответствии с определённой задачей (идеей)", то можно определённо сказать, получилось ли автору с помощью выстроенной композиции передать свою задумку или нет. Если получилось, то композиция выстроена правильно. если нет - тогда надо выстраивать композицию по-другому.

Не вдаваясь в психологические особенности восприятия цвета и света человеком, попробуем выстроить классификацию законов композиции, свойств композиции и приёмов построения композиции.

Сразу оговоримся, что это лишь попытка классифицировать спектр тем, касающихся композиции в кадре, и эта попытка не претендует на непреложную истину. Мы уверены, что художники могут существенно дополнить эту классификацию или существенно её модифицировать. Однако, даже в таком виде эта классификация помогает нам в нашей работе, а также помогает нашим ученикам понять тонкости построения композиции.

композиция в кадре

Законы композиции:

  • правило золотого сечения,
  • правило третей.

Свойства композиции:

  • наличие композиционного (смыслового центра) и, как следствие, наличие доминанты и соподчинённости объектов,
  • целостность композиции,
  • равновесие композиции (динамичная композиция, статичная композиция),
  • ритм композиции.

Приёмы построения композиции:

  • симметрия / асимметрия,
  • контраст по цвету / по свету,
  • выбор ракурса,
  • использование цвета / сочетание цветов,
  • фрагментирование,
  • создание перспективы,
  • использование диагоналей,
  • вертикальный / горизонтальный формат изображения,
  • одно- и много- плановость изображения,
  • соизмеримость размеров объектов,
  • наличие границ кадра,
  • сегментирование кадра по правилу третей.

Возможна и другая классификация - каждый выстраивает её по-своему. Если эта классификация окажется Вам полезной, то мы будем только рады этому. В следующих статьях мы будем подробнее говорить о перечисленных выше приёмах построения композиции в фотографии и попытаемся понять, какой из приёмов как может помочь в создании той или иной композиции.

Использование этой классификации помогает не только тем, у кого есть зеркальный фотоаппарат - это помогает всем, кто фотографирует - даже есть в качестве фотоаппарата используется смартфон. Поэтому мы разработали курс "Основы композиции в фотографии", который можно пройти в рамках курса "Основы фотографии", а также в качестве отдельного тематического курса.