Рисующий свет в фотографии

рисующий свет в фотографииПринимая во внимание, что фотография - это рисование светом, мы должны хорошо разбираться в художественных особенностях освещения.

Мы редко задумываемся о том, что всё, что мы видим - это результат отражения света от поверхностей предметов. И ещё реже мы думаем о том, насколько сильно влияет то, с какой стороны падает свет на предмет.

Попробуйте провести эксперимент:

  • поставьте какой-нибудь предмет на стол,
  • выключите свет в комнате,
  • включите настольную лампу,
  • ставьте лампу с разных сторон от этого самого предмета (перед предметом, чуть левее, чуть правее, слева, справа, сзади-слева, сзади-справа, за предметом, развернув лампу на фотографа и на стену за предметом),
  • смотрите на предмет всё время с одного ракурса.

Вы будете приятно удивлены, ведь, каждый раз при смещении лампы Вы будете видеть совсем другую картинку. Именно этот эксперимент наглядно демонстрирует художественные особенности света.

виды освещения в фотографии

Когда Вы ставите лампу в передней полуплоскости от предмета (см. рисунок выше) Вы реализуете рисующий свет. Этот свет рисует основные элементы фотографии - по сути дела, именно он и формирует основное изображение.

Если перед нажатием кнопки фотоаппарата Вы будете внимательно смотреть на модель и оценивать то, как падает свет, корректировать положение модели относительно света, чтобы лицо освещалось равномерно, чтобы не было глубоких теней и т.д., то уровень Ваших работ сразу же существенно вырастет.

Если же Вы самостоятельно выставляете свет (например, в студии), то тут у Вас есть преимущество - Вы можете расположить свет именно в том месте, откуда лучи света будут наилучшим образом падать на модель и формировать интересную картинку.

Если Вы не хотите слишком долго выставлять рисующий свет, то поставьте свет прямо перед лицом модели (или расположите модель лицом к рисующему свету, если Вы не можете управлять расположением источника света) - тогда Вы получаете равномерно распределённый свет на модели - фотографировать в таких условиях очень просто + пост-обработка фотографий будет минимальна.

Если же Вы хотите получить более объёмное, интересное изображение на фотографии, то лучше поставить рисующий свет перед моделью со смещением влево или вправо (начните с варианта под углом 45 градусов - это классический вариант расположения рисующего света).

рисующий и моделирующий свет

Тогда на лице модели появится интересный свето-теневой переход (с одной стороны лицо будет освещено больше, с другой стороны - меньше) - такое освещение часто использовали классики изобразительного искусства при создании своих картин.

Если грамотно поставить вспышку или расположить модель относительно рисующего света (например, возле окна), то можно получить так называемый РЕМБРАНДТОВСКИЙ СВЕТ (классика жанра!), при котором на лице модели образуется красивый световой треугольник.

Важно смотреть, чтобы рисующий свет красиво ложился, а появляющиеся тени не портили общее впечатление от созерцания фотографии (это бывает в случае, когда тень от носа пересекает всё лицо модели или тень от подбородка сильно затемняет область шеи).

Попробуйте поэкспериментировать с рисующим светом и Вы поймёте, насколько сильно зависит качество фотографии от положения рисующего света.

Удачных Вам фотографий!