Контраст как основа фотографии

Контраст играет ключевую роль в фотографии. Давайте посмотрим - как мы вообще понимаем, что на изображении что-то есть?

Одним из основных компонентов композиции является форма - но как мы её видим? Если форма и фон будут иметь одинаковую яркость и цвет, тогда мы просто не сможем отличить, где же фигура, а где фон.

Действительно - давайте посмотрим на следующий пример: на белом фоне мы пишем слово КОНТРАСТ - перед Вами 6 прямоугольников - фон во всех прямоугольниках белый, а вот яркость надписи мы варьируем: от нуля (чёрный текст) до максимума (белый текст).

В прямоугольнике, где фон белый, а текст чёрный, разница по яркости ФИГУРА-ФОН максимальный - это и есть максимальный контраст, мы очень хорошо различаем, где фон, а где фигура.

Во втором, третьем и четвёртом прямоугольниках фон белый, а текст уже светлее - надпись ещё хорошо читается, но уже не так сильно "выходит" из фона.

В пятом прямоугольнике текст очень светлый, а фон белый - контраст (разница по яркости ФИГУРА-ФОН) очень мал и нам уже сложно отличить, где фигура, а где фон.

Но самое интересное - это надпись КОНТРАСТ в шестом прямоугольнике - здесь яркость текста ещё больше - теперь яркость фигуры и фона равны и мы просто не можем отличить, где же, собственно, текст, а где фон.

КОНТРАСТ

КОНТРАСТ

КОНТРАСТ

КОНТРАСТ

КОНТРАСТ

КОНТРАСТ

Именно из-за разницы ФИГУРА-ФОН мы или хорошо видим фигуру или не можем различить, где одно, а где другое. Разница по яркости ФИГУРА-ФОН - это и есть тот самый контраст.

Давайте посмотрим, почему контраст на фотографии может быть низким.

  • яркость модели и яркость фона близки,
  • ошибка в настройке экспозиции (в результате - вся фотография или очень тёмная или очень светлая),
  • снижение контраста в процессе пост-обработки фотографии.

Рассмотрим каждую из этих причин

Яркость модели и яркость фона близки

Не зря акцентируем внимание на этом вопросе - многие начинающие (и не только начинающие) фотографы прекрасно знают, что такое контраст (с этого мы начинаем обучение на наших фотокурсах), однако, когда дело доходит до фотосессии, тут сразу выясняется, что фотограф, перед тем, как нажать на кнопку спуска фотокамеры, думает о чём угодно, только не о контрасте - о выдержке, диафрагме, ISO, фокусировке - только не о том, а как соотносится контраст фигуры и фона. В результате - фотография, где фигура теряется, потому как сложно понять, где собственно фигура, а где фон - на что смотреть и что хотел показать нам фотограф.

В этом случае, даже если Вы правильно настраиваете фотоаппарат, Вам всё равно сложно будет получить контрастное изображение и модель будет теряться на фоне.

Что делать? Своим ученикам я постоянно говорю о необходимости заранее планировать фотосессию и продумывать этот вопрос - если Вы знаете, где будет проходить фотосессия, то тщательно продумывайте костюм модели - наличие сильного контраста модель-фон (как на этом фото модели на фоне светлой фотостудии) позволит сделать гораздо более эффектные снимки (хотя бывают и исключения, обусловленные художественной задумкой фотографа).

Ошибка в настройке экспозиции

Если фотограф ошибся с настройками экспозиции и получил очень тёмную (очень светлую) фотографию, то и фон и модель будут близки по яркости - и нам сложно будет отличить одно от другого. Вопрос очевиден: а почему фотоаппарат не смог зафиксировать контраст модели и фона - на самом деле контраст был очень высоким (например, фон был чёрным, а платье модели - белым).

Тут можно вспомнить о такой характеристике фотоаппарата, как динамический диапазон. Не вдаваясь в сложные технические подробности, для простоты, скажем, что динамический диапазон фотоаппарата - это диапазон яркостей, которые он (фотоаппарат) может зафиксировать.

И если фотограф неправильно настроил выдержку, диафрагму и светочувствительность, тогда световой поток будет слишком большим (или малым) и фотоаппарат сможет запечатлеть лишь часть контраста фотографируемой сцены - остальная часть контраста будет безнадёжно утеряна и на изображении будет область белых точек или область чёрных точек, внутри которой не будут видны детали, а общий контраст на фотографии будет меньше реального.

Что же делать? Ответ прост - научиться настраивать фотоаппарат и ориентироваться на гистограмму яркости.

Снижение контраста в процессе пост-обработки фотографии

Графические редакторы сейчас обладают фантастическими возможностями по коррекции яркости и цвета - однако, фотографы иногда так увлекаются пост-обработкой фотографий, что забывают о базовой характеристике - контрасте. В результате, иногда они получают фотографию, которая выглядит, может, и не обычно, но как-то более блёкло. На примере ниже представлен пример того, что бывает, если в результате пост-обработки слишком сильно снизить контраст фотографии.

Сразу оговоримся - если задумка предполагает низкий контраст, тогда, конечно, его нужно делать низким. Однако, в большинстве случаев, чтобы зритель понимал, что изображено на фотографии, важно обеспечивать высокий контраст модели и фона.

Как определить контраст фотографии ДО/ПОСЛЕ пост обработки - опять же рекомендуем обращаться к гистограмме - из неё всё станет понятно - каким был контраст и каким он стал.

Резюмируем

Контраст - это разница по яркости точек на фотографии, позволяющая отличать модель от фона (или детали на поверхности предметов на изображении). Высокий контраст позволяет проще найти композиционный центр на фотографии и понять идею, которая была положена в основу снимка.

Высокий контраст можно обеспечить, подобрав сочетание МОДЕЛЬ-ФОН (яркий костюм модели + тёмный фон / тёмный костюм модели + яркий фон).

Максимальный контраст фотографируемой сцены можно обеспечить, правильно настроив экспозицию фотоаппарата, чтобы матрица фотокамеры смогла запечатлеть весь диапазон яркостей, присутствующих на месте съёмки.

Проверку контраста проще всего осуществлять по гистограмме - чем шире диапазон яркостей на гистограмме, тем больше контраст.

Во время пост-обработки обращайте внимание на гистограмму - если замечаете, что контраст сильно уменьшился, оцените изображение ДО/ПОСЛЕ - возможно, в погоне за необычным фото-эффектом Вы потеряли общий контраст фотографии. Если это не входило в Вашу задумку, постарайтесь вернуть общий контраст, сохранив фото-эффект.

Удачных Вам фотографий!