Мягкий и жёсткий свет в фотографии

Знать, как правильно настраивать фотоаппарат - это лишь часть успеха фотографа! Огромную роль играет свет: ФОТО (свет) + ГРАФИЯ (рисовать) = рисование светом!
Поэтому очень важно уметь реализовать условия, при которых свет создаёт ту или иную (необходимую Вам) свето-теневую картину.
Среди основных свойств света, которые фотограф должен учитывать при организации фотосессии - это мягкость/жёсткость света. Давайте рассмотрим, что это такое.
Итак, представьте, что у Вас есть один точечный источник света.

Тогда все лучи от этого источника света падают на фотографируемую сцену под одним и тем же углом - это приводит к тому, что все участки изображения либо максимально освещены, либо вообще НЕ освещены светом и граница раздела светлых и тёмных участков очень резкая.
Посмотрите на фотографию, которую мы сделали в студии с помощью фотофонаря. Фотофонарь в данном случае как раз представляет точечный источник света.

Свет от фотофонаря жёсткий и свето-теневой рисунок чётко делится на 2 области - обратите внимание на чёткие тени:
- от подбородка - на шее модели
- от головы модели - на стене
- от руки модели - на стене
Такие тени как раз и называются жёсткими.
Теперь рассмотрим второй вариант освещения. Представим себе, что у нас несколько точечных источников света.

В этом случае на фотографируемой сцене образуется целая серия теней, которые накладываются друг на друга и образуют так называемую "мягкую" свето-теневую картину - свет плавно переходит в тень, а тень в свет. В этом случае мы получаем вот такую фотографию:

Заметьте: переход от света к тени плавный, что делает картинку как бы "мягче" - именно поэтому такой свет и назвали "мягким".
Какой вид света реализовывать - зависит от ИДЕИ, задумки фотографа.
Жёсткий свет часто используют для передачи образа скорости, энергии, движения (спорт), а также в рекламе (которая должна сразу мощно воздействовать на внимание зрителя).
Мягкий свет чаще используют для романтичных сцен, где нужно передать образ спокойствия, нежности, воздушности, сказочности.
В студиях жёсткий свет сделать очень легко - для этого на вспышку одевают простой отражатель или соты, а также ставят вспышку подальше от модели.
Для создания мягкого света в студии чаще всего используют софтбоксы - насадки на вспышку, имеющие большую площадь свечения.

Естественный свет также может быть мягким и жёстким.
Например, солнце - это жёсткий свет (солнце - почти точечный источник света, так как находится очень далеко от Земли), поэтому фотографировать в яркий солнечный день очень сложно - жёсткие тени зачастую ложатся не самым удачным образом и приходится изрядно поработать над положением модели, чтобы достичь более-менее хорошей свето-теневой картинки.

Мягкий естественный свет - это свет от облаков (когда они полностью или почти полностью закрывают небо) или свет неба после захода солнца. С таким светом работать гораздо проще - свето-теневой рисунок на модели мягкий, переход от света к тени плавный - не нужно особо заморачиваться с расположением модели относительно источников света.

В фотостудии также можно найти мягкий естественный свет - он получается в светлое время суток, когда модель стоит внутри комнаты и её лицо направлено к окну или когда модель стоит возле очень большого окна. Мягкий естественный свет также легко получается даже без вспышек в светлое время суток в белой или очень светлой студии.

Умелое использование этого свойства света позволяет подчеркнуть, усилить эффект создания художественного образа на съёмочной площадке, а умелое осознанное управление мягкостью/жёсткостью света - показатель высокого уровня фотографа.
Удачных Вам фотографий!