меню
Фотошкола - обучение фотосъёмке
и ретуши фотографий

+7 (909) 157-99-88
с 9.00 до 22.00 (ежедневно)
Главная
>
Статьи
>
Настройки фотоаппарата в солнечный день

Настройки фотоаппарата при фотосъёмке в солнечный день

Итак, давайте для начала обсудим общие вопросы фотосъёмки на солнце, а потом уже настройки фотоаппарата, потому как именно от того КАК и ГДЕ будет располагатться фотографируемая сцена, и будут зависеть настройки фотокамеры.

Как мы уже обсуждали в статье фотографировать в солнечную погоду сложно, потому как разные участки фотографируемой сцены освещаются слишком по-разному. Более того, иногда получается даже так, что динамический диапазон фотоаппарата вообще не позволяет охватить все градации яркости той сцены, которую мы хотим запечатлеть.

А потому, подумайте: возможно, лучше пойти фотографировать на рассвете или на закате, чтобы не мучиться с пересветами.

Но если всё-таки идём фотографировать в солнечную погоду днём, тогда тщательно выбираем место для фотосъёмки. В идеале можно постараться выбрать такую локацию, где нет сильно разных по освещённости участков фотографируемой сцены (например, можно расположить модель в тени здания или дерева).

Но уж чего точно лучше не делать - это располагать модель лицом к солнцу - намучаетесь с поиском положения головы модели, чтобы на лице не было жёстких теней, которые некрасиво пересекают лицо и портят снимки.

Если быть точнее, то я делаю так, чтобы та сторона модели, которая обращена ко мне (фотографу), не освещалась солнцем. Например, модель может быть боком к солнцу, но та половина лица, что обращена ко мне, овещается не солцем, а небом (см. фото ниже).

Да, кстати, пожалейте модель - представьте, как ей сложно будет фотографироваться, если Вы попросите её встать лицом к солнцу - ей придётся постоянно щуриться.

Настройки фотоаппарата

Теперь о настройках фотоаппарата (эти рекомендации одинаково подходят как к настроке фотоаппарата Canon, так и Nikon или Sony (несмотря на то, что в данной статье будут приведены скриншоты фотоаппарата Canon).

Фотосъёмка модели в солнечную погоду
(модель позирует, малоподвижна)

Если мы фотографируем модель и модель позирует (т.е. реализует статичные или малоподвижные фигуры), набор (выдержка, диафрагма, ISO) примерно такой: T = 1/100 c - 1/200 c, диафрагма (для портрета F/2.8, F/2.0, F/1.8, F/1.4, F/1.2 - чем меньше цифра в знаменателе, тем лучше будет размываться фон за моделью), ISO 100. Если фотография получается светлой, то смело можно уменьшать время выдержки. Если фотография получается тёмной, то можно или сделать больше диафрагму (в идеале F/1.4, F/1.2) или (ничего не поделаешь), увеличиваем ISO (но без фанатизма, иначе на фото появится зернистость и цветные пятна).

Фотосъёмка модели, которая быстро двигается

Если мы фотографируем модель и модель быстро двигается (бегает, прыгает), тогда очень важно, чтобы выдержка была как можно меньше. Начинаем с настроек (Т = 1/320 с, диафрагма F/4, F/5.6, ISO 100, постепенно уменьшая время выдержки, пока движение модели не будет заморожено (при заморозке движения модель будет изображена на фото резко, без размытия). Если время выдержки получилось слишком маленьким, тогда фотографии будут резкими, но тёмными - тогда постепенно повышаем ISO (опять же - без фанатизма).

Фотосъёмка пейзажа

Если фотографируем пейзаж, то можно начать с таких настроек: выдержка T = 1/100 c, диафрагма F/10 - F/14, ISO 100. Если фотография получается слишком тёмной, тогда есть 2 варианта: в идеале нужно постепенно увеличивать время выдержки, пока пейзаж не станет достаточно ярким (но тогда фотоаппарат надо ставить на штатив, иначе пейзаж получится размытым, так как будет проявляться шевелёнка). Второй вариант (попроще) - увеличивайте ISO, пока изображение не станет достаточно ярким (но опять же, помним, что при очень больших ISO на фото появится цифровой шум).

Баланс цветов при фотосъёмке в солнечную погоду

Почему-то начинающие фотографы уделяют внимание только настройке выдержки, диафрагмы и светочувствительности (хотя их можно понять - структуру окружающего мира мы видим благодаря яркости, а именно: яркостному контрасту - поэтому, вроде бы как, настройки яркости достаточно), но совсем не думают о настройке цветовой гаммы изображения. А ведь именно эта настройка может сделать так, что пейзаж (или кожа модели) будет с сильным оттенком красного, синего или жёлтого.

Кстати, касательно цвета кожи модели, который получается у нас на фотографии: исследования показывают, что мы можем различать до 50 оттенков цвета кожи (мы по цвету кожи можем определить, хорошо ли чувствует себя человек, возможно, он болеет, не выспался, возможно, у него температура и т.д.). Как же тогда настраивать фотоаппарат? А если ещё к этому добавить тот факт, что зрение человека не абсолютно, а относительно - тогда настройка цвета на фотографии становится вообще невыполнимым заданием.

Именно поэтому многие фотографы просто ставят балас белого (а именно он отвечает за цветовую гамму фотографии) в положение AWB (auto white balance - автоматический баланс белого) - это позволяет фотоаппарату самостоятельно определять набор цветов в кадре и корректировать цветопередачу в зависимости от того, какие оттенки преобладают на снимке.

Казалось бы УРА, ВСЁ ЗАМЕЧАТЕЛЬНО! У НАС ЕСТЬ AWB! Но не так-то всё просто. Дело в том, что в одних и тех же условиях атоматический баланс белого может давать слишком разные по цвету изображения. И зачастую получается так, что в одной серии фотографий (сделанных в одних и тех же условиях) получаются, ну, уж слишком разные по цвету изображения. Чтобы этого избежать, лучше устанавливать баланс белого вручную.

Для начинающих фотографов есть предустановки в самом фотоаппарате, которые позволяют установить правильный баланс белого.

Например, если фотографируемая модель находится на солнце, тогда выбираем баланс белого СОЛНЦЕ (солнечный день).

Если модель находится в тени здания, тогда выбираем баланс белого ТЕНЬ.

Если модель находится в тени дерева, тогда на модель падает зелёный свет и потому точно настроить баланс белого можно только по белому листу (как это делается? так просто не объяснить - приходите на курсы, расскажу, покажу, отработаем это на практике).

Более продвинутые фотографы пользуются ручной установкой баланса белого КЕЛЬВИНЫ - это позволяет делать точную настройку цветовой гаммы фотографии в зависимости от изменяющихся условий освещения - например, на закате цветовая температура света постоянно меняется и именно ручная настройка баланса белого в кельвинах позволяет производить точную подстройку цветов на фотографии (на закате настройка баланса белого может быть в диапазоне от 5200 К до 8000 К).

Фокусировка

Я всегда на уроках рекомендую - ставьте способ фокусировки автоматический - AF (вручную гораздо сложнее фокусироваться). Зону фокусировки - ТОЧЕЧНУЮ. И выбирайте точку фокусировки ПО ЦЕНТРУ. Тогда резким будет именно то, что находится в центре моей фотографии. При автоматическом выборе точки фокусировки (когда фотоаппарат сам выбирает, на чём фокусироваться), часто получается, что резким бывает не тот предмет, который мне нужен.

Однако, у меня в большинстве случаев резким должен быть не тот предмет, что находится по центру, а тот, что находится в левой или правой части кадра. Что делать? Всё очень просто - в настройках точки фокусировки выбираем левую или правую точку и получаем резким именно тот предмет, который находится в кадре слева или справа.

Более опытные фотографы могут сделать так, что резким будет любой предмет в кадре, в не зависимости от его расположения в кадре - это способ фокусировки называется фокусировка с последующим кадрированием - это когда мы фокусируемся на предмете, потом формируем кадр (кадрируем) и лишь потом делаем собственно фотографию (мы с учениками проходим этот приём профессиональных фотографов на уроке по теме ФОКУСИРОВКА и ГЛУБИНА РЕЗКОСТИ. Хочешь научиться этому приёму? Приходи к нам на фотокурсы - отработаем это на практике)

Выбор формата записи фотографий (JPEG или RAW)

Фотосъёмка на солнце - это именно тот случай, когда выручает именно RAW формат записи кадров, потому как именно в нём можно сохранить бОльший диапазон яркостей, чем в JPEG-формате - это позволяет восстанавливать детали даже в пересвеченных областях фотографии (это можно сделать программами, которые прилагаются к фотоаппарату; или эти программы можно скачать на сайте Canon, Nikon или Sony - эта программа, как правило, называется RAW-конвертер фотографий).

Только имейте в виду, что обычные программы воспроизведения фотографий далеко не всегда могут воспроизводить RAW-файлы, поэтому этот формат нужно использовать только в том случае, если у Вас есть RAW-конвертер или есть программы типа Capture One, Lightroom или Photoshop.

Подводим итоги: общие рекомендации при фотосъёмке на солнце следующие:

  • для портрета желательно чтобы диафрагма была как можно больше (в идеале F/1.2), чтобы хорошо размывался фон за моделью,
  • для фотосъёмки движущейся модели нужно постепенно уменьшать время выдержки, чтобы фотоаппарат замораживал движение модели,
  • для фотосъёмки пейзажа желательно делать очень маленькой диафрагму (F/10, F/14, F/18 и меньше).
  • баланс белого - в зависимости от условий фотосъёмки (на солнце - предустановка баланса белого СОЛНЦЕ (дневной свет), в тени здания - предустановка баланса белого ТЕНЬ, для любых вариантов освещения самый удобный способ - это ручная установка баланса белого в диапазоне от 5200 К до 8000 К),
  • фокусировка - автоматическая, то точке, точка фокусировки по центру,
  • формат записи файлов - предпочтительнее RAW (можно восстанавливать детали в пересвеченных областях).

Удачных Вам фотографий!

P.S. Многие из вопросов, обсуждающихся в этой статье, мы подробно разбираем и отрабатываем в рамках фотокурса Основы Фотографии.