меню
Фотошкола - обучение фотосъёмке
и ретуши фотографий

+7 (909) 157-99-88
Обратный звонок
Главная
>
Фотокурсы
>
УРОКИ ФОТОГРАФИИ
>
Методика обучения основам фотографии

Методика обучения основам фотографии
(из опыта работы с начинающими фотографами)

Преподавание основ фотографии показывает свою эффективность, когда фотокурс состоит из следующих образовательных модулей:

Свойства света

фоновый свет
  • интенсивность,
  • цветовая температура света (тёплый/холодный свет),
  • ненаправленный/направленный свет (рисующий, заполняющий, моделирующий, контровой, фоновый),
  • естественный/искусственный,
  • постоянный/импульсный)

принципы работы фотоаппарата

устройство фотоаппарата
  • накопительный принцип работы матрицы фотоаппарата (принцип стакана) и понятие динамического диапазона,
  • контрастный принцип работы фокусировки камеры,
  • работа зеркала в цифровом фотоаппарате,
  • свойства линз объектива,
  • принцип работы диафрагмы,
  • фокусировка лучей в объективе и формирование изображения на матрице,
  • природа появления такого явления как "глубина резкости",

настройка фотоаппарата

настройка фотоаппарата
  • управление экспозицией с помощью регулирования времени выдержки, диафрагмы и светочувствительности (ISO),
  • управление размытием фона с помощью диафрагмы,
  • заморозка движения с помощью малой выдержки,
  • настройка фотоаппарата для съёмки длительных процессов (световая кисть, салют, молочные реки),
  • установка точки фокусировки и области замера экспозиции,
  • цветокоррекция и получение скомпенсированных цветов с помощью регулировки баланса белого,
  • установка одиночной/серийной съёмки,
  • установка формата записи фотографий JPEG/RAW,
  • установка цветового пространства записи фотографий.

работа со вспышкой

фотограф со вспышкой
  • автоматическая/ручная настройка вспышки,
  • установка мощности вспышки,
  • установка угла развёртки луча вспышки,
  • получение жёсткого/мягкого тёплого/холодного освещения,
  • имитация естественного освещения,
  • комбинирование естественного освещения и света от вспышки.

композиция в фотографии

композиция в фотографии
  • смысловой и композиционный центр фотографии,
  • принципы создания композиционного центра (принцип контраста, правило третей, направляющие линии и диагонали, ритм/нарушение ритма, обрамление, размытие фона),
  • создание глубины в кадре (фото в 1-2-3 плана),
  • ориентация кадра,
  • правила кадрирования модели,
  • пространство перед взглядом модели или перед движущимся предметом,
  • верхняя/средняя/нижняя точка съёмки).

форматы записи фотографий и принципы пост-обработки

пост-обработка фотографий
  • преимущества записи фотографий в формате JPEG,
  • преимущества записи фотографий в формате RAW,
  • кадрирование фотографий,
  • коррекция яркости и цвета в графических редакторах,
  • усиление резкости,
  • добавление виньетирования,
  • тонирование фотографий.

подготовка фотографий к печати и публикации в соцсетях

аккаунт фотошколы в соцсетях
  • установка необходимого размера фотографии для печати без потери качества,
  • выбор цветового пространства,
  • калибровка монитора для получения точной цветопередачи,
  • анализ цветового профиля принтера,
  • выбор фотолаборатории для печати фотографий,
  • установка размеров фотографии для публикации в соцсетях без потери детализации.

Преподавание основ фотографии эффективнее при наличии в учебной аудитории (студии) двух-трёх источников постоянного/переменного света и большого монитора (для показа учебных слайдов и видео). Учебный процесс должен включать на каждом занятии следующие блоки:

  • актуализация знаний учащихся (выполнение учебного упражнения, показывающего, насколько эффективно учащимися усвоены знания с прошлого урока),
  • объяснение нового материала,
  • выполнение учебных упражнений под руководством преподавателя,
  • подведение итогов урока и определение домашнего задания на закрепление нового учебного материала.

Очень полезным оказывается сопровождение/разбор работ учащихся не только в учебной аудитории (студии), но и заочно (по интернету) - это делает учебный процесс более индивидуализированным и направленным на каждого конкретного учащегося. По результатам домашних заданий преподаватель может выделять общие ошибки всех учащихся и выносить это на обсуждение на следующих занятиях, чтобы (с одной стороны) провести работу над ошибками, а с другой, скорректировать учебную программу, чтобы все знания системно укладывались по полочкам. Логику усвоения новых знаний эффективно выстраивать по принципу:

  • знаю.
  • понимаю.
  • умею.
  • применяю.
  • адаптирую под себя и могу выразить своё отношение по поводу ценности данных знаний для моей работы.
учащиеся фотошколы

Например, как эта логика будет выглядеть в отношении одной из тем фотокурса - глубина резкости.

Уровни обучения (со стороны учащегося) должны выглядеть так:

  • я знаю, что такое глубина резкости, знаю, как глубина резкости зависит от значения диафрагмы,
  • я понимаю, откуда взялось такое понятие, как "глубина резкости" и понимаю почему глубина резкости меняется с изменением диафрагмы и расстояния до фотографируемого предмета, понимаю, для чего фотограф может использовать это явление для повышения выразительности своих фотографий,
  • я умею регулировать глубину резкости на фотографии, размывать фон или (наоборот) делать всё изображение резким, умею выбирать для фотосессии именно тот объектив, который позволит мне получить необходимую глубину резкости на фотоографии,
  • я применяю регулировку глубины резкости в своей повседневной работе, не беру с собой на фотосессию все объективы, ограничиваясь лишь одним-двумя объективами, наиболее подходящими для создания той или иной глубины резкости на фотографиях,
  • я выработал свои диапазоны значений диафрагмы, обеспечивающие на моих фотографиях необходимую глубину резкости кадра при съёмке портретов или пейзажей, оцениваю глубину резкости до начала и (постоянно) во время фотосъёмки, так как это определяет качество моих фотографий и выразительность моих фоторабот.
фототехника

Очень полезным является мотивация учащихся на выполнение (по итогам обучения на фотокурсах) индивидуального (или коллективного) фотопроекта, выполненного БЕЗ УЧАСТИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ. Защита фотопроекта будет ярким показателем качества усвоения знаний фотокурса (и показателем качества работы преподавателя).